Советы участникам

Общие рекомендации

Хорошо подготовленное выступление на отборочном и финальном мероприятиях является залогом победы на конкурсе «УМНИК».

Выступление проходит в форме презентации и должно быть рассчитано на 7 минут. После этого участнику дается еще некоторое время (до 10 минут) для ответов на вопросы экспертов.

Главная цель презентации – создать у экспертной комиссии уверенность в том, что ваш проект имеет четкие перспективы коммерциализации, и вы способны довести его до конца, а в дальнейшем и организовать малое инновационное предприятие для практической реализации своей идеи.

Экспертный совет состоит из представителей научного и бизнес-сообщества, известных ученых и предпринимателей, инноваторов, обладающих практическим опытом коммерциализации научных разработок. Однако члены экспертного совета могут не являться специалистами в вашей конкретной научной области, поэтому постарайтесь говорить простым, доступным языком, не вдаваясь особенно в технические подробности.

Презентация должна состоять из небольшого количества слайдов. Постарайтесь не перегружать слайд большим количеством мелкого текста. Лучше отведите больше места под картинки и другую графическую информацию. Это значительно улучшает восприятие доклада экспертами.

Презентация

Хорошая презентация должна иметь, примерно, следующую структуру:

  1. Титульный слайд, на котором будет указано название проекта, ФИО докладчика и его текущий статус (студент, аспирант, сотрудник), организация, в которой выполняется проект, ФИО научного руководителя (если есть).
  2. Цель проекта, наименование создаваемого продукта,  технологии или услуги (1 слайд).
  3. В чем заключается научная новизна разработки (1 слайд)
  4. Техническое содержание проекта: описание технологии, технические возможности создания коммерческого продукта или услуги (2-3 слайда)
  5. Рыночные перспективы, объем рынка, потенциальные потребители (1-2 слайда)
  6. Конкуренты (1 слайд)
  7. Конкурентные преимущества предлагаемой технологии или продукта, сравнение с аналогами (1-2 слайда)
  8. Состояние с защитой интеллектуальной собственности (существующие или планируемые патенты и другие ОИС) (1 слайд)
  9. План развития проекта на 2 года, в том числе и с учетом возможного финансирования по программе УМНИК (1 слайд)
  10. Бизнес-модель будущего предприятия (необязательный, но желательный слайд)
  11. Команда проекта с указанием 2-3 ключевых сотрудников (1 слайд)

Итак, презентация может содержать от 10 до 15 слайдов. Больший размер презентации неоптимален с учетом ограниченного времени на выступление. Однако приведенные рекомендации не являются обязательными и вы можете сами распределять свой материал по слайдам, как считаете нужным, увеличивая или уменьшая соответствующие разделы. Но важно понимать, что отсутствие информации по некоторым разделам презентации не дает экспертному совету возможности адекватно оценить преимущества вашего проекта и выставить максимальный балл.

Доклад

Показ слайдов презентации сопровождается докладом. Доклад является личной презентацией вас как потенциального лидера проекта. Экспертный совет уделяет особое внимание личности выступающего, тому, насколько хорошо вы ориентируетесь в предмете и в какой степени способны увлечь слушателей своей идеей.

Доклад должен произноситься четко, уверенным голосом, «без бумажки». Чтение заранее подготовленного текста, не обращаясь к слушателям, всегда производит плохое впечатление.

Постарайтесь в докладе сделать упор на научную новизну, ключевые преимущества вашего проекта и перспективы коммерческого использования разработки. Поскольку большинство проектов выполняется научными коллективами, то обязательно уточните свою личную роль в проекте и сферу вашей компетенции.

Критерии оценки проекта

Экспертный совет оценивает ваш проект по следующим критериям:

1. Научная новизна. Предлагаемая идея должна быть новой, впервые сформулированной именно самим участником конкурса. В проекте должны быть отражены научные исследования, в результате которых возникла идея, а также условия, необходимые для ее реализации.

2. Актуальность идеи. Идея, сформулированная в проекте, должна иметь значение для решения современных проблем и задач как в отдельном регионе, так и в России в целом.

3. Техническая значимость продукции или технологии. Идея, сформулированная в проекте, должна быть технически значимой, т.е. должна оказывать решающее влияние на современную технику и технологии.

4. План реализации идеи в конечный продукт, т.е. от начальной стадии (идеи) до готового продукта (технологии).

5. Перспектива коммерциализации результата НИОКР. Потенциальный будущий продукт должен иметь возможность внедрения на рынок, промышленную применимость и конкретного потребителя. Данный критерий должен оценить, как участник изучил рынок для создаваемого продукта, изучил портрет потенциального потребителя, изучил наличие рисков коммерциализации и мер их снижения.

6. Оценка своих возможностей.  Данный критерий оценивает, правильно ли участник представляет пути и способы защиты своих прав (в том числе, на интеллектуальную собственность), наличие желания создать собственное предприятие, имеющийся задел на пути реализации проекта (оборудование для проведения НИОКР, контакты и договоренности с потенциальными партнерами, наличие возможности привлечения дополнительных инвестиций).

7. Увлеченность идеей. Личность выступающего и качество представления играет большую роль в положительном восприятии проекта в целом. По тому, как выступает докладчик, можно оценить, является ли он автором идеи, либо, например, пересказывает отдельные положения из диссертации научного руководителя.

Примеры

Вы можете скачать образцы презентаций по программе «УМНИК»

презентация1